При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?

Весь комплекс работ по промышленной безопасности и охране труда в Кирове и Кировской области

27.12.2021 редакция от 24.01.2022

Ввод в эксплуатацию технологических трубопроводов (паспортизация, сертификация, декларирование или ЭПБ)

Вопрос от 14.12.2021:

Какой документ имеет больший приоритет при оценке качества стыковых соединений: ГОСТ 32569-2013 «Трубопроводы технологические стальные» или СНиП 3.05.05-84 «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы»?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.

СНиП 3.05.05-84 «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы», утвержденные постановлением Госстроя от 7 мая 1984 г. № 72, включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

ГОСТ 32569-2013 «Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах», введенный в действие приказом Росстандарта от 8 апреля 2014 г. № 331-ст, не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер и может применяться в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Вместе с тем согласно требованиям пункта 21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. № 519, зарегистрированным в Минюсте России 30 декабря 2020 г. № 61964, конструктивные элементы сварных соединений, режимы сварки, последовательность операций, технические и технологические особенности процесса сварки, методы и объемы контроля, обеспечивающие качество сварных соединений, должны быть указаны в технологических картах сварки, являющихся составной частью производственно-технологической документации, содержащей графические изображения элементов сварных соединений с указанием размеров и допусков, характеристик применяемых материалов и оборудования, последовательности выполнения операций и режимов выполнения сборки и сварки, объемы и методы контроля качества сварных соединений, нормы оценки качества.

Одновременно сообщаем, что при оценке качества сварных соединений технологических трубопроводов приоритетными являются требования документов в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».


Прошу вас дать разъяснения по следующим вопросам:
  1. Требуется ли экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) на технологические трубопроводы и трубопроводы пара и горячей воды, на которые не распространяются требования ТР ТС 032/2013?
  2. Требуется ли оформление паспорта на трубопроводы СНИП, на которые не распространяются требования ФНП?
  3. Какую форму паспорта необходимо использовать (если требуется) на трубопроводы СНИП, на которые не распространяются требования ФНП?

Ответы:

Принимаем по умолчанию, что вопрос касается трубопроводов, находящихся на ОПО или при строительстве ОПО

Технологические трубопроводы на ОПО по ГОСТ 32569 Технологические трубопроводы на ОПО по СНИП
НЕ попадает под ФНП (в т.ч.
горячая вода менее 115 градусов)
подпадает под ФНП (пар,
горячая вода выше 115 градусов)
ТР ТС 032 не подлежит ТР ТС ТР ТС 032 не подлежит ТР ТС ТР ТС 032 не подлежит ТР ТС
Оформление паспорта по форме ГОСТ 32569 по форме ГОСТ 32569 или ГОСТ или ФНП В соответствии с проектом по форме ФНП по форме ФНП
Подтверждение соответствия ДС/СС ЭПБ в соответствии с ФЗ-116 ДС/СС ЭПБ в соответствии с ФЗ-116 ДС/СС ЭПБ в соответствии с ФЗ-116
  1. Требуется в соответствии с ФЗ-116 и Правил ОПВ (ссылки ниже) т.к. это строительная конструкция состоящая из опор, стоек, эстакад и тех. устройства трубопровода
  2. Если подпадает под ТР ТС 032 или Правил ОПВ, то однозначно нужен паспорт на основании требований этих документов.
  3. Форму паспорта определяют в соответствии с какими документами разрабатывался проект (что использовалось при проектировании.... можно по ГОСТ или по ФНП)

Выдержки из документов:

Приказ Росстандарта от 08.04.2014 №331-ст «ГОСТ 32569-2013. Межгосударственный стандарт. Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах»

Стандарт устанавливает требования к проектированию, устройству, изготовлению, испытанию, монтажу, эксплуатации трубопроводов технологических стальных, предназначенных для транспортирования в пределах промышленных предприятий химической, нефтехимической, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей и других смежных потенциально опасных отраслей промышленности газообразных, парообразных и жидких сред с расчетным давлением до 320 МПа включительно и вакуумом не ниже 665 Па (5 мм рт. ст.) при температуре среды от минус 196 °C до плюс 700 °C.

К трубопроводам технологическим относятся трубопроводы в пределах промышленных предприятий, по которым транспортируется сырье, полуфабрикаты и готовые продукты, пар, вода, топливо, реагенты и другие вещества, обеспечивающие ведение технологического процесса и эксплуатацию оборудования, а также межзаводские трубопроводы, находящиеся на балансе предприятия.

Постановление Госстроя от 07.05.1984 №72 «СНиП 3.05.05-84. Технологическое оборудование и технологические трубопроводы»

Настоящие правила распространяются на производство и приемку работ по монтажу технологического оборудования и технологических трубопроводов (в дальнейшем - "оборудование" и "трубопроводы"), предназначенных для получения, переработки и транспортирования исходных, промежуточных и конечных продуктов при абсолютном давлении от 0,001 МПа (0,01 кгс/см 2) до 100 МПа вкл. (1000 кгс/см 2), а также трубопроводов для подачи теплоносителей, смазки и других веществ, необходимых для работы оборудования.

Правила должны соблюдаться всеми организациями и предприятиями, участвующими в проектировании и строительстве новых, расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий.

Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности до начала применения на опасном производственном объекте.

Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 №533 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»

2. Правила устанавливают требования к обеспечению взрывобезопасности технологических процессов, зданий, сооружений и технических устройств, применяемых (расположенных) на опасных производственных объектах (далее - ОПО):
  • а) химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, на которых получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в пункте 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в том числе образовываются паровоздушные, газовоздушные и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси;
  • б) складов нефти и нефтепродуктов, на которых хранятся и транспортируются горючие вещества, указанные в подпункте "в" пункта 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
  • в) тепло- и электроэнергетики, на которых хранятся и транспортируются горючие вещества, указанные в подпункте "в" пункта 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
  • г) магистрального трубопроводного транспорта (парки резервуарные магистрального продуктопровода, нефтепровода; площадки сливо-наливного терминала (эстакады)), на которых хранятся и транспортируются горючие вещества, указанные в подпункте "в" пункта 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
  • д) нефтегазодобывающего комплекса (участки предварительной подготовки нефти; парки резервуарные (промысловые)), на которых хранятся и транспортируются опасные вещества, указанные в подпункте "в" пункта 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

161. Для технологического оборудования и трубопроводной арматуры устанавливается назначенный срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации. Данные о сроке службы должны указываться производителем в паспортах оборудования и трубопроводной арматуры в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (далее - ТР ТС 010/2011). Для технологических трубопроводов проектной организацией устанавливается расчетный срок эксплуатации, что должно быть отражено в проектной документации (документации на техническое перевооружение) и внесено в паспорт трубопроводов.

По истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки технологического оборудования, трубопроводной арматуры и технологических трубопроводов, установленных производителем, такие технологическое оборудование, трубопроводная арматура и технологические трубопроводы подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 №536 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»

467. Экспертиза промышленной безопасности оборудования под давлением, требования к которому не установлены ТР ТС 032/2013 и иными техническими регламентами, до начала его применения на ОПО должна включать в себя:

  1. а) анализ проектной (конструкторской), технической и технологической документации, содержащей информацию о назначении, конструкции и технических характеристиках оборудования, о примененных при его изготовлении материалах, об объеме, методах и результатах, проведенных при изготовлении неразрушающего и разрушающего контроля и испытаний оборудования;
  2. б) наружный и внутренний осмотр, визуальный и измерительный контроль оборудования и его элементов в целях определения их соответствия представленной документации;
  3. в) неразрушающий и при необходимости разрушающий контроль, проводимый с целью косвенного подтверждения результатов контроля, указанных в документации организации-изготовителя, выборочно в объеме, устанавливаемом экспертной организацией по результатам анализа представленной документации, осмотра и измерений. При проведении контроля должны использоваться методы из числа перечисленных в главе III настоящих ФНП и иные аналогичные примененным организацией-изготовителем методы, а также спектральный анализ металла основных элементов (при необходимости уточнения достоверности сведений о марке примененного материала);
  4. г) оценка достаточности и результатов расчетов оборудования иностранного производства применительно к используемым в Российской Федерации методам расчетов аналогичного оборудования и установленным в них запасам прочности с проведением поверочных расчетов (при необходимости);
  5. д) гидравлические или пневматические испытания пробным давлением, если данное испытание не было проведено организацией-изготовителем оборудования (отсутствуют сведения о его проведении) или значение пробного давления и (или) время выдержки под ним, принятые организацией-изготовителем, меньше соответствующих значений, предусмотренных в главе III настоящих ФНП;
  6. е) оценка соответствия оборудования требованиям нормативных документов по результатам проведенных в рамках экспертизы работ с определением возможности его безопасной эксплуатации при указанных в технической документации параметрах и условиях.

Письмо Ростехнадзора от 19.11.2021 № 14-00-07/2837 "О результатах рассмотрения обращения"

Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса рассмотрело обращение по вопросу оценки соответствия технологических трубопроводов, входящих в состав объектов капитального строительства нефтеперерабатывающих заводов группы компании «ЛУКОЙЛ», поступившее в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, и сообщает.

При проектировании технологических трубопроводов химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств должно быть обеспечено соблюдение требований, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 533 (далее - Правила), и ГОСТ 32569-2013 «Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах».

В соответствии с требованиями пункта 166 Правил монтаж технологического оборудования и трубопроводов должен производиться в соответствии с проектной и рабочей документацией.

Оборудование и трубопроводы, материалы и комплектующие изделия не могут быть допущены к монтажу при отсутствии документов, подтверждающих качество их изготовления.

Основой формирования нормативной правовой базы в сфере технического регулирования на территории Российской Федерации в настоящее время является Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее - Договор).

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 53 Договора продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Евразийского экономического союза (технические регламенты Евразийского экономического союза), выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Евразийского экономического союза (техническими регламентами Евразийского экономического союза).

Приложением № 9 к Договору установлен Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза, в соответствии с которым обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом Евразийского экономического союза, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза.

Процедура идентификации продукции, то есть отнесение продукции к объектам технического регулирования технических регламентов Евразийского экономического союза, осуществляется при проектировании и изготовлении данной продукции в соответствии с идентификационными признаками и порядке, установленными техническими регламентами Евразийского экономического союза.

Требования к зданиям и сооружениям любого назначения на всех этапах их жизненного цикла устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ).

В соответствии с требованиями части 11 статьи 4 Федерального закона № 384-ФЗ идентификационные признаки, предусмотренные частью 1 статьи 4 указанного федерального закона, указываются:

  • застройщиком (заказчиком) - в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование;
  • лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, - в текстовых материалах в составе проектной документации, передаваемой по окончании строительства на хранение собственнику здания или сооружения.

Соблюдение соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации является предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства в соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Начальник Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ю.Л. Нестеров

Оцените новость:
поставь оценку первым!

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)


Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий